Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Карты   Малоизвестное   Заграница

Протоколы допросов интернированных лиц, оставшихся на оккупированной территории Карельского перешейка, и переданных Финляндии советской стороной 29 мая 1940 года. (09.06.20)

80 лет тому назад, 29 мая 1940 года в 16.10 на станции Вайниккала финским официальным представителям были переданы 73 пленника из числа гражданского населения, оставшегося на оккупированной Красной Армией территории Финляндии.

В книгу Е. А. Балашова "Терийокские пленники" вошли только отрывки из протоколов допросов, проведенных в Хельсинки следователями Сыскной полиции.

Для нашего сайта Е. А. Балашов любезно предоставил полные переводы и оригиналы протоколов, которые мы начинаем публиковать.
В текстах протоколов многоточием выделены те слова, которые в рукописном оригинале не удалось разобрать.

Протокол допроса Доминика Никадона, 12 июня 1940 г. (12.06.20)

Протокол, составленный при выяснении нижеприведенных обстоятельств в ходе допроса в Хельсинки 12 июня 1940 года.

Карантинный номер 13/6 - 40 KR

Карантинный протокол n:ro 340/40

Касается: Никадон Доминик

При возвращении финских граждан, оставшихся на оккупированной Советской Россией территории, через пограничный пункт Вайниккала в страну прибыл 29/5 - 40 в том числе

бывший российский подданный, садовник Доминик Иванович Никадон, который на произведенном допросе вышеупомянутого числа рассказал, что родился 1/3 - 1886 в России, в Виленской губернии Осмянского округа Кутивитской волости в деревне Новоселки, состоял в католической общине Териоки и проживал в последнее время в Териоки в вилле Кинга. Школу не посещал, умеет писать только свое имя, говорит по-русски и по-польски, никаким наказаниям не подвергался, служил в царской армии в 1907-1910 гг.

Оставшийся на оккупированной Россией финской территории рассказывает, что когда 30.11.1939 начался обстрел, то у него начался сердечный приступ и ему пришлось остаться лежать на своей кровати. Сердечные недомогания, как он рассказывает, начались у него еще с 6 лет от роду, но таких сильных болей как 30 ноября он ранее не испытывал. Вечером того же дня он попытался спрятаться в картофельном погребе вместе со своим сыном Костей. На следующий день пришли советские солдаты, но ни допрашиваемый, ни его сын им на глаза не показывались. Они просидели в погребе до 6 декабря, пока их не обнаружили там красноармейцы. Его с сыном отвели в комендантуру, которая размещалась в бывшем офицерском клубе 1-го пехотного батальона. Там записали лишь их краткие личные данные. Через неделю их вызвали на углубленный допрос в отдел НКВД, который находился тогда в здании бывшего отделения государственной полиции, а позднее он переехал в прежнее здание полицейского участка. На этом допросе помимо личных данных у них выясняли подробные сведения о довоенной жизни в Териоки. Затем спрашивали в каких домах проживали бывшие офицеры царской армии. Рассказчик ответил достоверно, что таковых в Териоках не проживало. Еще спрашивали о проживавшем в Кякёсенпяа Григории Киселеве и каким образом он зарабатывал деньги, что всегда ходил в чистой одежде. Он ничего не мог сообщить об этой личности. Также выясняли, что он знает о ранее проживавшем в Териоки Петре Соколове. Рассказчик отвечал, что Соколов занимался земледелием в Кякёсенпяа, но он уже давно не жил в Териоки. Спрашивали чем добывал себе пропитание татарин по имени Дзип, который остался в Териоках. Рассказчик отвечал, что тот был старьевщиком. По окончании допроса им выдали пропуск, по которому можно было свободно передвигаться по Териоки, срок его действия заканчивался в начале марта, когда их вызвали на допрос вторично, задавая те же вопросы. Ему порекомендовали устроиться на работу, но он отказался, ссылаясь на сердечную болезнь. Запасы продовольствия он заготовил еще осенью. Его сын Костя в середине декабря устроился на работу развозить продукты на грузовике в Кооперативный магазин и получал 10 рублей в день. Рассказчик с 5 января 1940 года ..... Он дал ..... Иванов, который встретил рассказчика на улице. Иванов сказал, что поскольку у рассказчика нет работы, то он может получить в конторе трофейную корову. .... 8 марта 1940 г.

1 марта .... ночью у рассказчика дома был произведен обыск. Был сделан донос, что у рассказчика дома прячется какой-то белофинн. Этот донос произошел оттого, что 1.3.1940 у сына Кости был день рождения, татарин Дзип, фамилию которого рассказчик не знает, ... Григорий Киселев, который проживал в Териоках в Оллинпяа, плотник Виктор Вартиайнен, гостили дома у рассказчика. Рассказчик напоил их кофием. Вышеупомянутый Виктор Вартиайнен остался теперь жить в Териоках, хотя рассказчик просил его уехать оттуда. Вартиайнен сказал, что его определили на жительство в дом рассказчика. Рассказчика еще раз допрашивали 2.3.40, обвиняя ..... Оружие положили на стол, угрожая высшей мерой согласно 29 статье. .... .....

Когда начали раздавать финским гражданам анкеты, которые требовалось заполнить, чтобы возвратится в Финляндию, то рассказчик написал, что его жена и двое сыновей остались в Финляндии, поэтому он желает вернутся к ним. Его сын Костя, который общался с какой-то работавшей в том же магазине девушкой 16 лет, в конце концов не пожелал возвращаться в Финляндию. Вначале он хотел вернуться, но затем изменил свое решение и остался в Териоки, когда другие 28.5.1940 отправились в Финляндию. Костя пошел на вокзал провожать их, но энкавэдешники увели его оттуда.

В Финляндию рассказчик прибыл 29.5.1940 через погранпункт Вайниккала.

Рассказчик подтверждает, что прибыл теперь в Финляндию вполне честным ....

Отмечаю, что поскольку рассказчик не понимает по-фински, то я не смог прочитать ему вышеозначенный протокол. Число и место отмечено выше.

Подтверждаю Антти Макелайнен

Номер протокола 340/40

Личные данные

Фамилия: Никадон
Имя: Доминик
Место и дата рождения: 1.3.1886 Териоки
Принадлежность: католическая община Териоки
Профессия: садовник, бывший русский подданный
Место жительства: Териоки
Имя супруги и ее место жительства: Катри, ур. Яс Хелники
Дети:
Иван (Юлиус) - 4.7.1912 рядовой финской армии
Виктор - 6.3.1913 живет в Хельсинки
Костя - 1.3.1920 в России
Имена родителей и их местожительства Иван Никадон, мать ..... не знает девичьего имени.
Когда и где остался на переданной территории: в Териоки 1.12.1939
Кого из возвратившихся знает: Виктор Малин и Степан Воронин

Анкета заполнена 31.5.1940 в Хельсинки
Вышеприведенные данные о себе подтверждаю
Д. Никодон





 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)





Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Карты

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница



© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.