Rambler's Top100 page counter

Электронная революция* (14.05.02)

Немногим известно, что первый в мире электронный инструмент сделал инженер Лев Термен. В 1921 году он продемонстрировал терменвокс (который, кстати, позднее использовали The Beach Boys, Portishead и Jay Jay Johanson) в Кремле. В числе присутствовавших лиц оказался и В.И.Ленин, в то время интересовавшийся любыми изобретениями в области электричества. Факт "электрификации музыки" Ленина порадовал, но в начале 30-х Термен уехал в Америку далее экспериментировать, где ему предложили все соответствующие условия. Его скорое возвращении на родину было встречено не иначе как тюрьмой и дальнейшим высвобождением в крошечную лабораторию. Электронная революция была подавлена привычным методом, а о России, как о родине электронной музыки стали вспоминать только сейчас. Тем не менее, качество современных творений музыкантами и композиторами русской электронной сцены внушает оптимизм, сложнее обстоят дела с продвижением этой экспериментальной музыки в массы нашей же страны, а точнее, к искушенным слушателям, не уподобленным толпе, внимающей предельно коммерческим теле и радио каналам.

Не так давно, один мой знакомый, издавна интересующийся зарубежной электронной музыкой, в беседе со мной обмолвился, мол, нет у нас в России достойных электронных композиторов и музыкантов, за исключением НОВЫХ КОМПОЗИТОРОВ, да и тех, сейчас что-то не слышно. Мнение этого человека меня озадачило. Но, после того, как я дал ему возможность ознакомиться с подборкой записей и сборников некоторых особо интересных современных русских электронщиков (сразу оговорюсь, что в их число не входят различные Цветковы и подобные развеселые "микшерные пульты"), его мнение значительно изменилось. Вывод достаточно прост, и сформулировать его можно следующим образом.

Факт - мы хорошо знакомы с продукцией таких западных лейблов, как Ninja Tune, WARP, MO" Wax, Compost, Irma и другими. Такие имена как Aphex Twin, Autechre, Two Lone Swordsmen, Pizzicato Five, Red Snapper и так далее, являются для нас нарицательными в отсылках к направлениям электронной музыки IDM (Intelligence Dance Music), Microwave, Acid-Jazz, Lounge, Easy Listening. Во многом свершению этого факта способствовало грамотное освещение в некоторых российских масс-медиа деятельности этих апологетов экспериментальной и электронной культуры за последние пару-тройку лет. До этого мы были знакомы лишь с творчеством "монстров", типа Massive Attack, The Orb, The Future Sound Of London (не говоря уже о корифеях жанра Клаус Шульц и Tangerine Dream, но не будем углубляться в историю). В мире электронной музыки существует еще немало уникальных явлений и она продолжает эволюционировать во всем мире. Отсюда возвращаемся к "нашим баранам" - наиболее точное определение наших многочисленных СМИ, которые освещают (читай, раздувают) и культивируют процессы, не имеющие никакого отношения к музыкальной культуре. Из-за этого следующий факт для российских слушателей остается неизвестным.

А факт таков - в России за последние тройку-четверку лет был совершен значительный скачок к электронизации музыки и композиторские успехи тому подтверждение. Состоятельность и новаторство наших музыкантов и композиторов подтверждается востребованием их творчества западными слушателями и менеджерами. Не в пример России, там внимание к развитию электронной музыки со стороны СМИ отлично от нашего. Ближайшие примеры (и далеко не последние) - питерские IDM-проекты ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ (в Европе известны как EU) и FIZZARUM в 2000-м году выпустив свои альбомы на английских лейблах Pause-2 и модном Domino rec. соответственно, вызвали настоящий ажиотаж. Тиражи разошлись и допечатывались. Рецензии появились в многочисленных европейских музыкальных изданиях, включая маститые New Musical Express, DJ magazin, Muzic. Сингл EU "Wienn/Srez" попал на радиостанции, несмотря на неформатность материала в российском понятии, и был признан еженедельником New Musical Express синглом недели в Британии. А альбом FIZZARUM "Monochrome Plural" по опросу через IDM Mailing List (Международная конференция слушателей IDM) в сети Интернет вошел в десятку лучших альбомов Европы 2000-го года в направлении IDM. Еще примеры - издание английским лэйблом Lo recordings сборника с русскими электронщиками (в основном из Петербурга), также получившего хорошие отзывы в известных западных СМИ. И конечно, москвичи TETRIS подписавшие контракт с престижным лейблом Pork, тем самым подтвердив, что и в России умеют сочинять стильную танцевальную музыку. Хочу заметить, что неподдельный интерес вызывает у западных коллег именно музыка, а не пресловутое "экзотика из России". А сколько еще находятся под бдительным взором западных продюсеров. Молодые экспериментаторы из ZELANY RASHOHO, выступив на нескольких фестивалях, заинтересовали американских издателей сборника прогрессивной психоделической музыки своим нетривиальным подходом к игре на "живых" инструментах с использованием электронных шумов.

Ну а что же у нас? Благодаря волонтерам в деле продвижения маргинальной культуры с их неиссякаемым альтруизмом, в Москве, в Санкт-Петербурге и в некоторых других городах России функционируют лейблы, издающие, хотя и пока небольшими тиражами, альбомы и сборники русских электронных проектов как на аудио-кассетах, так и на CD. Экзотика, Чебурек, Легкие переиздают вышедшие первоначально на западе альбомы российских электронных проектов. Организовываются концерты и фестивали с участием электронщиков. И надо отметить, что их посещают далеко не "параноики и неврастеники", как предположила одна знакомая мне особа из высшего общества, а люди из различных слоев интеллигенции, да и не только. Клубные электронные концерты проходят все чаще и чаще, да и воспринимаются публикой уже с большей разборчивостью. Жаль, что в прессе подобные культурные события освещаются крайне редко и, как правило, скромно по масштабности. Не просвещены в вопросе, а отсюда и непонимание. Даже приезд Трики в Санкт-Петербург не вызвал должного ажиотажа. И именно из-за недостатка информации, мы, потребители, не проявляем интереса к подобной культуре, хотя с интеллектом у нас пока еще все в порядке. Пока...

В следующем номере мы опубликуем интервью с руководителем творческой ассоциации "Другая Культура" Олегом Юрченко, который уже много лет занимается продвижением русских электронных композиторов, и поговорим непосредственно о самой музыке. Также, обращайтесь в магазин "Другая Культура" (Лиговский пр., 53, музейный флигель, 12.00-20.00, ежедневно) в Санкт-Петербурге, где вы найдете и русскую электронную музыку, и много чего еще интересного.

*Прошу прощение за нагло содранное название рассказа Уильяма Берроуза для заглавия статьи. Уж очень подходило.

/ Алексей Бажин /


An ERROR has occured!

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

   Содержание:




© terijoki.spb.ru, 2000-2009